Однако это ни в коем случае не означает отстранения культового зодчества от выполнения важнейших для синодальной эпохи задач. Отсутствие специального внимания к культовому зодчеству со стороны государства до середины 1820-х годов вызвано было лишь тем, что практика проектирования храмов, существовавшая в этой области в допетровскую эпоху, его вполне удовлетворяла. Государство не нуждалось в радикальном реформировании содержательной и обрядовой стороны религиозной жизни и представлявшего их культового зодчества. Происходившие в последнем исподволь изменения всецело зависели от географического положения и той социальной среды, где эти изменения происходили.

Европеизация ранее всего захватила не только гражданскую, но и культовую архитектуру новой столицы. В Москве культовое зодчество включилось в общеевропейский процесс позднее, в царствование Елизаветы Петровны. В разных типах культовых зданий процесс приобщения к общеевропейскому стилю протекал с разной интенсивностью. Наиболее определенно черты барокко обнаруживаются в колокольнях; в храмах, сохранявших традиционное для конца

Европеизация

XVII века соотношение объемов «восьмерик на четверике», отчетливее прослеживается связь с допетровским зодчеством. Окончательное приобщение московской храмовой архитектуры к общеевропейскому стилю происходит только во второй половине XVIII века в рамках классицизма. Однако и в это время государство еще не испытывает потребности в специальной регламентации типа, стиля и облика храмов.

Поэтому последовательное развитие общеевропейского стиля в культовом зодчестве России можно проследить лишь в Петербурге. Значительно труднее выявить поэтапную стилевую эволюцию общеевропейского типа до 1760-х годов в Москве и практически невозможно на протяжении всего

XVIII века в провинции.

XVIII век в провинции — время расцвета местных архитектурных школ, представленных культовыми сооружениями, варьирующими и переосмысляющими типы зданий, объемно-пространствеиные композиции и формы зодчества

XVII — начала XVIII столетия. Не только окраины Европейской России, но и ее азиатская часть, точнее, вся территория империи, находившаяся за пределами прямого культурного воздействия обеих столиц, оставалась незатронутой или слабо затронутой влиянием стилевой архитектуры европейского типа вплоть до середины XIX века. Даже в центре Европейской России существовали города и районы, где традиции культового зодчества рубежа XVII-

XVIII веков сохранялись до конца XVIII столетия, а иногда, скажем во многих районах современных Ивановской, Владимирской, Нижегородской, Костромской областей в торгово-промышленных селах, — до середины XIX века. На этих территориях культовое зодчество, связанное прямой традицией с древнерусским, непосредственно смыкается со строительством храмов по образцовым проектам в русском стиле. Причина живучести традиционных схем всюду одна и та же: отсутствие дворянского сословия — носителя европеизированной культуры — и функционирование зодчества по типу народной культуры.