Соловецкие острова — концентрат Русского Севера. Магический и холодный край с необыкновенно сильной аурой.

А еще Соловки — это и автомобильный заповедник. До Большой земли отсюда около 50 км Белым морем. Перевезти автомобиль только в одну сторону нынче стоит 10 тысяч рублей, поэтому почти все туристы оставляют машины в Кеми и пересаживается на потрепанный годами пассажирский паромчик «Василий Косяков». А уже на острове, коли будет нужда, можно взять напрокат УАЗик — по 600 рублей в день или за 800 рублей с водителем. Но, кроме как по основной дороге, протянувшейся на 30 километров с севера на юг Большого Соловецкого острова, ездить некуда. С советских времен, когда здесь были различные производства и даже флотская часть, тропы заросли или погрузились в болота.

Помню, что пять лет назад иномарок на Соловках не было вовсе — сплошь УАЗы, ЗИЛы и «газоны». В этом году я заметил пару немолодых японских внедорожников и китайский пикап. Но все равно едва ли в России есть еще одна столь же автомобильно-заповедная территория и при этом с таким высоким уровнем автомобилизации. На островах проживает чуть больше тысячи человек, а автомобилей и мотоциклов зарегистрировано около пятисот.

Если вы хотите купить спецтехнику, то мы рекомендуем вам обратиться в компанию www.vsyaspectehnika.ru. Только там вы сможете купить практически любую спецтехнику по самым низким в стране ценам.

«Автомобиль для нас — кормилец. Любой — легковой, грузовой, уазик: летом здесь все работают на туристов», — говорит экскурсовод Олег Кодола. За три-четыре месяца местным жителям надо заработать на жизнь до следующего лета, и лучшие помощники — многоместные полноприводные машины, ПАЗики и Соболи.

Ровных дорог здесь нет и, скорее всего, не будет — в 2010 году патриарх Кирилл заявил, что «нельзя нарушать экосистему, покрывать дороги острова асфальтом». Есть одна «магистраль», где, говорят, даже можно включить четвертую передачу, — выложенная бетонными плитами в советское время дорога от пристани до дизель-электростанции.

На грунтовых дорогах с валунами полноприводный Соболь начинает сыпаться на второй год. Пробеги при этом минимальные — водитель гостиничного ПАЗика рассказал, что за десять лет проехал не более 20 тысяч километров, но перебрал своего кормильца уже не раз. Похоже, по степени «убойности» с соловецкими дорогами не сравнятся даже наши ускоренные ресурсные испытания.

Замостить или просто посыпать щебенкой их тоже невозможно. Потому что формально дорог на Соловках… нет! Проложены они были монахами в незапамятные времена — и им придан статус охраняемых памятников. «В Минкульте нет такой статьи расходов, как ремонт дорог. А в Автодоре наших дорог на балансе нет», — говорит Кодола. Зимой они не чистятся вообще: единственный на острове грейдер работает в аэропорту.

Заправка и техосмотр — тоже головная боль. Единственная бензоколонка не работала все лето — и автомобилисты сами возили топливо на лодках из Кеми. Получалось около 35 рублей за литр.

На все Соловки — всего два полицейских плюс их начальник. Они и участковые, и опера, и за движением пытаются следить.

Незначительные аварии бывают часто, но «расходятся» участники обычно без полиции. «Это же село, и все друг друга знают. Потому и пьяными ездят все, — уверяет Олег. — А недавно была смешная история — на спуске прямо у монастыря перевернулся уазик. За рулем сидел сын гаишника. Стали разбираться — доверенности нет. номера висят от другой машины… Стыд и позор, а не полиция».

А техосмотр? Сейчас его должны проводить частные конторы, но откуда они здесь? По факту это выглядит так: приехал осмотрщик с печатью, к нему все выстроились в очередь с документами — шлеп, и готово…