Среди российских художников сценографов фамилия Краснов звучит как Маккартни применительно к мировой рок музыке или эйнштейн в мире физики и мы не могли упустить возможность пообщаться с Борисом Аркадьевичем тем более что он не равнодушен к автомобилям вообще и внедорожникам.
В частности вопросы задавал Георгий Белов.
ПП4х4: Борис Аркадьевич, вы начинали карьеру в 80-х, когда у нас в стране никто еще толком не умел делать шоу.
БК (БОРИС КРАСНОВ): Ну почему же, делали. Конечно, в меру своего понимания сцены и театрального искусства. Что-то видели за границей, что-то брали из личного опыта, но все эти постановки, в том числе и удачные, были созданы по наитию, без учета определенных принципов. Да и что тогда могли продумать? Ну, сотню лампочек повесить. Пробовали, пытались, но ни оборудования, ни возможностей, ни особенного желания сделать что-то действительно стоящее не было. А самое главное – не было понимания со стороны заказчика, кто бы в данном качестве ни выступал – телевидение, правительство или частный клиент.
Я начинал в театре, и когда пришел в эту индустрию сразу принялся объяснять, что на сцене все должно быть по-другому. Более ярко, зрелищно, эмоционально. И сегодня уже трудно представить масштабное мероприятие без хороших декораций. Это всего касается: от гала-концерта суперзвезд до презентации автомобиля. Думаю, в этом есть и моя заслуга тоже.
ПП4х4: Раз уж об этом зашла речь, вам доводилось организовывать мероприятия, посвященные автомобильной тематике?
БК: Конечно, и довольно много. Один из самых, как мне кажется, успешных проектов создавался для салона Peugeot в центре Москвы. Поскольку марка родом из Франции, я там сделал практически Лувр – копии работ знаменитых французских живописцев и скульпторов, а между ними стояли машины. Хотелось подчеркнуть, что красивый автомобиль – это тоже произведение искусства. Для Saab делал анимационный ролик, сам эскизы рисовал. А уж сколько было придумано эффектных подач для машин, которые дарили на презентациях и кор-поративах! Для Тамары Гвердцители и Зура-ба Соткилавы, например, автомобили поднимались из оркестровой ямы. Кстати, еще я делал презентацию для UAZ Patriot.
ПП4х4: А как надо у нас в стране правильно подавать публике новый автомобиль?
БК: С оглядкой на то, что для нас машина – серьезная вещь, очень значимая покупка. Думаю, у многих это на подсознательном уровне осталось с советских времен, уж у людей постарше точно. У нас до сих пор автомобиль зачастую понимают как предмет роскоши. Тогда как, например, в Америке – это просто необходимая в ежедневной жизни вещь, как мобильный телефон. Поэтому у них все сделано для автомобилистов – и стоянки, и сервисы, и дороги. А у нас все это организовано так, словно машина – это атрибут людей из высшего общества.
ПП4х4: Вы ведь тоже застали времена, когда за личным транспортным средством надо было годами стоять в очереди?
БК: Да, и я до сих пор прекрасно помню все машины, которые у нас были. В то время каждый новый автомобиль становился важной вехой в семейной истории. В середине 70-х у нас появился «Запорожец» кораллового цвета, маме выделили на фабрике. За деньги, конечно, но там была жуткая очередь. Следующей была «одиннадцатая» модель, горчичного цвета. В конце 80-х родители купили новую машину и отдали мне. Так что первый автомобиль у меня появился в двадцать восемь лет. Это была машина с киевскими номерами, на ней-то я и приехал в Москву. С тех пор у меня уже множество разных марок и моделей сменилось. И я стараюсь, чтобы у родителей всегда было новое хорошее авто. Чтобы они хоть теперь получили то, чего у них не могло быть раньше. Отцу нравится Peugeot, и сейчас у него полноприводная модель, кроссовер.
ПП4х4: Многие считают, что сегодня автомобили становятся слишком похожи один на другой. Вам, как члену Союза дизайнеров России, представляется это естественным ходом развития событий?
БК: Абсолютно естественным. Но мне кажется, что в ближайшем будущем случится массовый возврат к эстетике ретро-автомобилей. Огромный интерес вызывают парады старинный автомобилей, соревнования на подобной технике. Сейчас коллекционирование и просто содержание олд-таймеров – это дорогущее хобби, но оно наверняка найдет отражение и в массовом производстве. у людей есть потребность в классике. Так что, думаю, скоро вернется мода на хромированные элементы и вообще ретро-эстетику. Так уже было с мебелью, одеждой и архитектурой. То же самое случится и в автомобильной индустрии.
ПП4х4: Какие автомобили вы считаете высшим достижением мирового автопрома?
БК: «Жучок» фольксвагеновский. Тот самый, старинный. Я считаю, это классная машина. Двадцать первая «Волга» тоже была хороша по дизайну. Еще я очень люблю Jaguar. Это воплощение классики. В этом отношении «Ягуар» мне нравится больше, чем «Роллс-ройс».
ПП4х4: А в жизни какими машинами пользуетесь?
БК: Люблю крупные машины, внедорожники. В свое время у меня был Rаngе Rover. Они лучше всего подходят для наших дорог, для Москвы и для Россиивообще. Мне нравится высоко сидеть, чтобы быть наравне с водителями троллейбусов. К тому же я люблю прямую посадку, мне нравится сидеть ровно, не разваливаться. Потому что в дороге я постоянно звоню или пишу – работаю одним словом. И вообще я считаю, что спортивные машины не для нашей страны, а если и для нашей, то ездить на них надо на специально подготовленных трассах. Такие автомобили для другого образа жизни, мне они точно не подходят.
ПП4х4: Много времени вы проводите в машине?
БК: Иногда половину рабочего дня. А он у меня начинается в десять утра и длится до полуночи.
ПП4х4: В своей автобиографической книге «Тот самый Краснов» вы писали, что дорогие, элитные вещи позволяют сформировать нужный деловой имидж. Автомобиль к числу таких вещей по-прежнему относится?
БК: Разумеется. Когда происходят мероприятия, на которых телевидение снимает, кто на чем приехал, многим приходится арендовать машину. Или у знакомого олигарха выпрашивать Maybach на вечер.
Мне когда-то подарили огромный «Мерседес», очень он мне нравился. Уютный, просторный – все отлично. Вот только модель старая, меня из-за этого друзья стыдить начали. В конечном счете, пришлось от него избавиться.