Для того, чтобы получить права, совсем необязательно ходить в автошколу: Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» допускает самостоятельную подготовку на получение права управления мотоциклами и легковыми автомобилями. Однако бытует мнение, что водитель, получивший права, минуя автошколу, — это потенциальный убийца.

Нетрудно предположить, что подогревают его представители автошкол, финансово заинтересованные в отмене возможности самоподготовки. В качестве подтверждения приводятся данные о худших результатах экзаменов в ГИБДД и более высоком уровне аварийности. Насколько обоснованны эти аргументы?

А точ показывает статистика?. Итак, за период с 2009 по 2011 годы в России права категории В получили 1,3 миллиона человек, из которых больше миллиона закончили автошколу, а оставшиеся 250 тысяч — подготовились самостоятельно. Действительно, доля кандидатов, сдавшиих экзамены с первого раза, у выпускников автошкол в два раза выше, чем у «экстерников»: 49% против 24%. Правда, поручиться за достоверность этих цифр не возьмемся, ведь традиционно решение вопроса о допуске к экзаменам после самоподготовки отнесено к компетенции начальника подразделения ГИБДД, а то и субъектового управления Госавтоинспекции.

Таким образом, кандидаты из числа «приближенных» сдают с первого раза, в то время как у остальных этот шанс стремится к нулю. Тогда логично предположить, что анализ информации об аварийности среди начинающих водителей сможет однозначно доказать, что самостоятельно полноценно подготовиться к управлению источником повышенной опасности фактически невозможно. Похоже, что это действительно так.

Например, на каждые 100 выданных водительских удостоверений гражданам, обучавшимся в автошколах, приходится 0,22 дорожно-транспортных происшествий от всех ДТП с погибшими или пострадавшими. Среди тех, кто решил не прибегать к услугам профессионалов, доля аварий в пересчете на 100 выданных водительских удостоверений практически в два раза выше и составляет 0,43. Следует оговориться, что речь идет только о дорожно-транспортных происшествиях, совершенных по вине водителей в течение первых трех лет после получения ими прав. Число нарушений и выписанных штрафов, также больше у тех, кто учился самостоятельно. Чтобы знать за что можно получить штраф, рекомендую ознакомиться с таблицей штрафов ГИБДД.

Таким образом, стоит признать, что «экстерники» в 2 раза опаснее тех, кто прошел обучение в специализированном учреждении. Поэтому предположение об упразднении самоподготовки будет рассмотрено специально созданной из депутатов Госдумы и профильных специалистов рабочей группы в рамках подготовки соответствующего законопроекта. Удастся ли его довести до конца, покажет время.