— Современный автомобиль может содержать до 6-и типов теплообменников. Какие из них производит ваша компания?

— Сначала уместно будет напомнить о принятой классификацию автомобильных теплообменников. Различают их, прежде всего, по функциональному назначению.

Каждый специалист, знакомый с положением дел в России согласится с тем, что производство современных автокомпонентов становится главным фактором развития отрасли. Это развитие осуществляют множество фирм и компаний, так или иначе вносящих свой вклад в общее дело. Фундамент ряда производителей уходит еще в советский автопром, а есть такие, что организуют выпуск изделий с нуля. Но все они работают в условиях как внутренней, так и внешней конкуренции, заставляющей соответствовать требованиям рынка.

Как развивается производство одного из видов автокомпонентов — теплообменников, одной из ведущих компаний нашего рынка мы расспросили коммерческого директора Управляющей компании Карвиль — Петра Нечипоренко.

Самые главные для автомобиля радиаторы системы охлаждения двигателя и радиаторы отопителя салона (кабины). Они работают в системе охлаждения двигателя. Система кондиционирования воздуха содержит еще два теплообменника — радиатор (конденсер) и испаритель. Кроме того, встречаются автомобили с теплообменниками (охладителями) наддувочного воздуха (интеркуллеры), часто используют радиаторы моторного масла, теплообменники масла коробки передач и даже ГУРа.

Наиболее совершенные с технической точки зрения автомобили используют весь арсенал теплообменников. Широкое распространение этого вида изделий позволяет добиться оптимального теплового баланса силового агрегата автомобиля и в итоге способствует решению основной задачи современного автомобилестроения — экономии топлива.

Если вам нужны оригинальные запчасти на портер со склада, то купить их недорого вы сможете только в компании motor-dji.ru.

По конструктивному исполнению радиаторы бывают сборные и паяные.

Сборные радиаторы бывают только алюминиевые. Сейчас их производят по технологии Софико (впервые ее использовала во Франции фирма Valeo). Теплообменник такого радиатора выполнен из круглых трубок. Герметичность его обеспечена уплотнительными прокладками из термостойкой резины. Главная особенность сборных радиаторов — круглые трубки — стали основным источником недостатков радиаторов этого типа. Они имеют значительную «аэродинамическую тень» — мертвую зону, куда не проникает холодный воздух. Поэтому сборные радиаторы постепенно вытесняются более эффективными паяными радиаторами с плоско-овальными трубками, герметичность сердцевины которых обеспечена паяным швом.

Паяные радиаторы, в принципе, могут быть из любого металла. Экзотические материалы теплообменников можно встретить на гоночных автомобилях, мотоциклах, также на очень сложной транспортной технике, выпускаемой опытно-эксперимен- тальными партиями. Если говорить про привычные нам автомобили, то сердцевина радиатора, осуществляющая теплообмен, может быть выполнена либо из алюминия, либо из меди. Бачки радиаторов сейчас повсеместно делают из пластика. Изделия из этого современного материала отличает стабильность в производстве и очень жесткие допуски. Однако для медных теплообменников, как правило, используют латунные бачки, которые припаивают к медной сердцевине. Из-за технологических ограничений другого способа производства медных теплообменников нет. Дело в том, что медные трубки теплообменника, припаянные к латунным доньям бачков, представляют собой не настолько жесткую конструкцию, чтобы обеспечить надежное соединение механическим способом с пластмассовым бачком. А если попытаться делать донья из более жесткого и прочного материала, то возникает электрохимическая коррозия, которая довольно быстро выводит радиатор из строя.

И медь, и алюминий имеют множество своих достоинств и недостатков.

У меди лучше теплоотдача, поэтому при прочих равных условиях эффективность медных радиаторов выше. Жесткость алюминия больше, значит из этого материала можно сделать более широкую (в 2,5 раза шире медной) трубку. С точки зрения теплообмена одна широкая трубка лучше двух-трех узких. Кроме того, сейчас существуют технологии, позволяющие выпускать радиаторы со сверхмалым (до 5 мм) шагом трубок. То есть существуют конструктивно-технологические приемы, позволяющие делать очень эффективные алюминиевые теплообменники.